ЦАГИ и РАН займутся моделированием нестационарного обтекания канонических тел
20.07.2023
Сегодня поддержка фундаментальных
исследований — один из приоритетов государства в стремлении
занять передовые позиции в области науки и технологий. Одним
из эффективных инструментов на этом пути служит грантовая поддержка
проектов ученых. Этот механизм позволяет талантливым специалистам развивать
свои инициативы в интересах прогресса наукоемких отраслей промышленности.
Примером служит исследование «Моделирование нестационарного обтекания
канонических тел» Центрального аэрогидродинамического института имени
профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е.
Жуковского»), получившее грант Российского научного фонда (РНФ).
Полет летательного аппарата происходит, как правило,
в условиях нестационарного обтекания — например, при маневрировании,
при сильной турбулентности атмосферы или попадании в вихревой след.
На этапе проектирования данные факторы учитываются с использованием
различных методов, в том числе — численного моделирования.
От их успешной валидации зависит точность получаемых учеными
результатов. Этим вопросом и будут заниматься специалисты ЦАГИ в ходе
исследования.
В рамках проекта, который ЦАГИ будет
реализовывать при участии коллег из Института теоретической и прикладной
механики им. С. А. Христиановича СО РАН, ученые планируют решить две
основные научные проблемы. Первая заключается в моделировании
нестационарных режимов полета летательных аппаратов на основе новых
экспериментальных, вычислительных и теоретических подходов. Второй блок
задач связан с валидацией имеющихся компьютерных моделей
и программного обеспечения.
Одним из результатов работы станет методика
определения нестационарных аэродинамических характеристик моделей летательных
аппаратов в аэродинамических трубах. «В ходе проекта будут
применены уникальные методы обработки результатов нестационарных измерений
и в процессе выполнения — доведены до состояния методик.
Сейчас можно уверенно сказать, что нас ожидают интересные результаты
в данном направлении», — отметил руководитель проекта —
начальник испытательного центра «Аэродинамика» ФАУ «ЦАГИ», к.т.н. Антон
Горбушин.
Методы измерений нестационарных нагрузок могут
применяться не только в авиации, но и в других отраслях
промышленности и сельского хозяйства — например, для измерения массы
грузов при перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом,
а также массы тел на движущихся транспортерах и фасовочных
линиях (взвешивание и отбраковка продукции). Полезным будет определение
нагрузок при испытаниях изделий на удар о препятствие и т.д.
Работа получила поддержку РНФ в рамках конкурса
«Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных
исследований отдельными научными группами» и рассчитана на три года (2023–2025
годы).
Источник: ЦАГИ