Секвестру вопреки. Гранты РНФ не уменьшаются

12.02.2015



Научная молодежь проявляет большой интерес к деятельности Российского научного фонда (РНФ) и ждет от него расширения мер поддержки для начинающих исследователей. Это продемонстрировала проведенная Советом молодых ученых (СМУ) МГУ встреча научной общественности с главой РНФ Александром Хлуновым. К началу мероприятия свободных мест в большом зале Главного здания университета почти не было. Составлявшие основу аудитории студенты, аспиранты, молодые сотрудники увлеченно строчили вопросы, так что к приходу А.Хлунова их скопилась уже целая стопка. Посовещавшись с гостем, председатель СМУ Сергей Дмитриев сообщил залу, что глава фонда пришел “с открытым забралом” и ответит всем.

Как известно, РНФ не проводит отдельных конкурсов для научной молодежи, но создает условия для широкого привлечения ее к выполнению проектов. Участниками первых четырех программ, запущенных в 2014 году, стали 8750 молодых ученых. А в 2015 году будет даже проводиться конкурс (он, кстати, уже объявлен), одним из главных условий которого является участие молодых ученых - своего рода “обременение”. Услышав эту новость, собравшиеся тут же начали выпытывать: а не запланировано ли еще каких-нибудь мероприятий, специально “заточенных” под молодых? Увы, А.Хлунов их не порадовал. Задачей РНФ является поддержка перспективных проектов и работающих на мировом уровне коллективов вне зависимости от их среднего возраста, заявил он. “Мы понимаем, что проблема закрепления молодежи в науке существует, и участвуем в ее решении - так, как можем”, - резюмировал Александр Витальевич.

Зал с огромным вниманием впитывал информацию об уточненных планах РНФ на 2015 год. К сожалению, как и другим организациям, фонду пришлось сократить свои программы в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране. Вместо ранее намечавшихся шести их осталось пять: проведение фундаментальных и поисковых научных исследований 1) с привлечением молодых исследователей, 2) по приоритетным тематическим направлениям исследований, 3) международными научными коллективами, 4) с представлением результатов в рамках международной конференции (конгресса), 5) в небольших группах под руководством ведущих российских и зарубежных ученых. Планировавшееся ранее направление “Проведение фундаментальных и поисковых исследований, требующих приобретения высокотехнологичного научного оборудования” пока отложено. Информация об условиях новых конкурсов есть на сайте фонда в документе “Программа деятельности РНФ на 2015-2017 годы”.

Александр Витальевич рассказал, что при реализации заявленных программ фонд будет придерживаться принципов, которые, по мнению организаторов, должны повысить эффективность грантовой поддержки. Эти нововведения родились в результате анализа опыта 2014 года.

Во-первых, для новых проектов фонд вводит ограничение на число участников научной группы: их может быть не более 10 человек. Во-вторых, руководитель уже поддержанных РНФ проектов, не входящий в состав научных коллективов ни одного из этих проектов, может параллельно участвовать только в одном новом конкурсе и только в качестве основного исполнителя. В-третьих, члены научных коллективов, поддержанных двумя или более грантами РНФ, не вправе участвовать в новых конкурсах ни в каком качестве.

Если с двумя последними запретами более-менее понятно: это страховка от “мертвых душ” и “паровозов”, то по поводу первого - ограничения размера команды - А.Хлунов объяснился довольно подробно. По его словам, фонд ставит перед собой задачу обеспечить всем необходимым для полноценной работы исследовательскую группу из 3-4 человек, занимающую лидирующие позиции в своей области и обещающую значимые для мировой науки, российской экономики и общества результаты. Чтобы выполнить взятые на себя серьезные обязательства по гранту, коллектив должен не отвлекаться на другие работы, сполна выплатить накладные расходы своей организации, не скупясь покупать необходимые материалы и оборудование. Слишком большую группу не сможет “досыта прокормить” даже очень весомый грант РНФ. В некоторых фондах ограничивают зарплатный фонд. РНФ же решил пойти другим путем: сокращать не выплаты, а число участников.

Планы фонда на 2015 год вызвали у молодых ученых немало вопросов. Зачем нужно было придумывать новые программы, особенно по каким-то приоритетам, недоумевали они. Почему бы просто не повторить приглянувшийся научному сообществу первый конкурс 2014 года - исследования малыми научными группами (по сути, конкурс инициативных проектов безо всяких “завитушек”)?

“Все объявленные нами на этот год конкурсы рассчитаны именно на небольшие научные коллективы, при этом новые программы имеют более существенное, чем в 2014 году, финансирование”, - подчеркнул Александр Хлунов. Ответил он и на вопросы по поводу приоритетов: откуда они берутся и зачем нужны. Глава фонда сообщил, что прорывные направления формируют экспертные советы фонда исходя из предложений ведущих ученых, а нацелены такие исследования на удовлетворение самых острых потребностей общества.

- Мы хотим жить долго, употреблять здоровую вкусную пищу, гордиться хорошей экологией, но почему-то не считаем нужным стягивать лучшие научные силы на эти направления, - заметил А.Хлунов. - Между тем люди ждут от нас именно этого. Страна десятилетиями вкладывалась в ядерные и космические программы, военно-промышленный комплекс, упуская науки о жизни. У нас часто вспоминают знаменитую инициативу президента Обамы, который в кризисный 2008 год выделил 4 миллиарда долларов на науку. Однако любители оглядываться на Запад забывают, что эти деньги он направил на три приоритета, которые выбрал, не советуясь с американской научной общественностью.

Руководитель РНФ сообщил, что перечень поддерживаемых фондом приоритетных направлений будет расширен - с ранее намеченных четырех до восьми. Решение об этом принял Попечительский совет РНФ. Ученые готовят предложения по новым приоритетам, вероятно, они будут сформулированы в первой половине года.

Главе фонда было задано неожиданно много вопросов, касающихся процедуры замены исполнителей, что вызвало у него недоумение и даже раздражение. “Бывают действительно сложные ситуации, в которых фонд готов идти вам навстречу, - отметил А.Хлунов. - Но наши сотрудники будут тщательно разбираться, с чем связаны такие пожелания. Менять основных исполнителей, когда еще чернила не обсохли на соглашении, - это некорректно. Вы что, фантомов выставляли на конкурс, а теперь вместо них надо включить в группу реально работающих людей? Давайте вести себя по-спортивному: заявлена команда - значит, она и должна отыграть все матчи”.

Участники встречи ожидаемо не обошли вниманием проблемы, связанные с экспертизой проектов. Претензии выдвигались разные, но А.Хлунов ответил всем сразу.

- Полностью избежать ошибок невозможно, - заявил он. - Рассматривая ваши жалобы, я вижу, что зачастую эксперты просто некорректны в формулировках. У них нет злого умысла, просто люди так привыкли. Стараемся убедить их, что это не самая хорошая привычка - оскорблять коллег. Фонд наметил серию семинаров для объяснения наших подходов к проведению экспертизы.

Комментируя реплики о том, что эксперты должны отвечать за свои ошибки, глава РНФ сообщил: принципиальная позиция фонда - не применять санкций к экспертам и не менять решения экспертного совета.

- Нельзя наказывать ученого за то, что он высказал свое мнение, - отметил А.Хлунов. - Ко всем замечаниям заявителей мы прислушиваемся и, обнаружив предвзятость эксперта, отказываемся от его услуг. По этой причине фонду пришлось разорвать отношения уже почти с сотней человек.

Решение экспертного совета для нас является окончательным: чиновник не имеет права вмешиваться в работу специалистов. Но мы будем и дальше совершенствовать механизмы проведения оценки проектов и нормативную базу, ротировать состав советов. Уже в этом году планируется ввести элементы международной экспертизы. Некоторые крупные зарубежные ученые дали согласие стать экспертами РНФ. С организацией их работы возникает много проблем, но мы надеемся их решить.

Нашли отражение в заданных вопросах и кризисные реалии. Цены на оборудование и реактивы выросли вдвое, значит, должно быть увеличено финансирование или сокращены обязательства исполнителей по продолжающимся грантам, говорили ученые. “Мы понимаем, что эта проблема существует и будет усугубляться, - ответил А.Хлунов. - Решать ее, конечно, предполагаем, но несколько позже”.

Еще один вопрос из этой серии: не уменьшатся ли в связи с секвестром бюджета фонда размеры грантов.

- Мы выполним обязательства перед грантополучателями, - заявил руководитель РНФ. - До 28 февраля все исполнители получат средства на работу в первом полугодии. Многим деньги уже перечислены. Запущенные программы сокращаться не будут, для этого есть ресурсы. А вот реализовать все новые планы на текущий год не получится.

Подготовила Надежда Волчкова, Поиск

©РАН 2024