Академику Лекторскому Владиславу Александровичу - 90 лет!

23.08.2022

Юбилей академика Лекторского Владислава Александровича


Академик
Лекторский Владислав Александрович

Академик Лекторский Владислав Александрович

Поздравление академику РАН Лекторскому Владиславу Александровичу


Владислав Александрович Лекторский родился 23 августа 1932 года в Москве.

В 1955 году окончил Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1955-1957 гг. — лаборант кафедры философии Московского Государственного экономического института. В 1957-1987 гг. — в Институте философии РАН СССР (до 1991 года — Институт философии АН СССР): аспирант, научный сотрудник, в 1969-2016 гг. — заведующий сектором теории познания (до 1977 года — диалектического материализма), с 1992 года — заведующий Центром эпистемологии, с 1998 года — заведующий отделом эпистемологии и логики. В 1987-2009 гг. — главный редактор журнала Президиума РАН «Вопросы философии», с 2009 года по настоящее время — председатель редакционного совета журнала. С 2016 года по настоящее время — главный научный сотрудник Института философии РАН.

С 1996 года — профессор философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), в 2000 годы — заведующий кафедрой эпистемологии и логики, с 2018 года — декан философского факультета Университета, в настоящее время — научный руководитель философского факультета).

Член-корреспондент РАН с 1997 года, академик РАН с 2006 года — Отделение общественных наук. С 1995 года — академик Российской Академии образования.

Академик В.А. Лекторский — ученый с мировым именем, один из самых крупных отечественных философов, признанный лидер исследований в области эпистемологии (теории познания) и философии когнитивных наук. Его научная деятельность получила высокое признание как в российском философском сообществе, так и за рубежом. Уникальный специалист в области философии сознания, философии науки. В своих работах он развивает концепцию деятельностного и культурно-исторического анализа познания, обосновывает концепцию специфически социально-культурной опосредствованности как особенности познавательной деятельности (в отличие от простой информации). Предупреждает общественность о грядущем постчеловеке, говорит о наступающем обществе знания и будущих путях спасения человечества.

В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию «Познавательное отношение», в 1978 году защитил докторскую диссертацию «Познавательное отношение: пути исследования его природы», профессор с 1980 года.

Во время обучения на философском факультете В.А. Лекторский был старостой спецсеминара Э.В. Ильенкова, посвящённого логике «Капитала». Выступил в защиту знаменитых «тезисов Э.В. Ильенкова-В.И. Коровикова» (1954-1955), суть которых состояла в утверждении теории познания в качестве предмета философии — тогда у него самого сформировался научный интерес к проблемам познания. В монографии «Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии» (1965) выдвинул идею взаимной соотносительности понятий субъекта и объекта познания, предпринял попытку деятельностной интерпретации познания, ввёл новое понятие «предмета-посредника». В 1980-х гг. проблематика исследования была расширена — обосновав единство познания, коммуникации и деятельности, В.А. Лекторский разработал концепцию взаимосвязи объекта сознания и самосознания субъекта, осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексии. Подверг углублённому анализу понятие рефлексии, представив теорию познания в целом как особый вид рефлексии знания.

В трудах В.А. Лекторского развивается концепция деятельностного и культурно-исторического анализа познания. В этой связи дается критика натуралистической интерпретации познания, вводится понятие «предмета-посредника» (в различных формах, вплоть до разнообразных знаково-символических систем).

В.А. Лекторский исследует субъективную и объективную рефлексию, процесс рефлексии над научными теориями — эпистемологию в целом.

Специальное внимание В.А. Лекторский уделяет изучению трансформации познания, субъективности и субъекта в мире современных информационных и когнитивных технологий и проектов по модификации человеческой телесности, мозга и психики. Он показал, как традиционные философские проблемы — природа рациональности, взаимоотношение веры и знания, реализма и конструктивизма, понимание возможностей познания и изменения мира, проблемы человека, смысла жизни и смерти — выступают сегодня в неожиданных ракурсах и требуют нового осмысления.

В своих метаэпистемологических исследованиях изучил разнообразные подходы в разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм, дексриптивизм, натурализм, социологизм) и развил социокультурную интерпретацию эпистемологии. В настоящее время изучает он проблему реальности в связи с экспансией искусственного мира (эпистемология искусственного).

В.А. Лекторский выявил новые формы взаимоотношения сознательных и бессознательных компонентов познавательной деятельности (явное и неявное знание, типы и формы рефлексии) в связи с анализом понимания бессознательных психических процессов в психоанализе, с одной стороны, в современной когнитивной науке, с другой.

В работах В.А. Лекторского проблема единства сознания рассматривается в контексте неклассической эпистемологии, обстоятельно разрабатывается проблема связи сознания и бессознательного в контексте развития когнитивной наук.

Важную роль в концепции В.А. Лекторского играет идея существования двух типов субъектов: индивидуального и разных форм коллективных субъектов, отношения между которыми могут меняться.

В.А. Лекторским сделана попытка, используя т.н. коммуникационный подход, пересмотреть ряд традиционных проблем и принципов классической эпистемологии (проблема «Я», «внутреннее» и «внешнее», субъективное переживание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и др.) Вместе с тем В.А. Лекторский выявляет связь проблем эпистемологии с рядом актуальных проблем социологии, философии и культуры: гуманизмом, толерантностью, плюрализмом, критицизмом, дискуссией о рациональности в культуре, взаимосвязью веры и знания, вопросом о типах реальности и видах знания.

В.А. Лекторский развил идею взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, от «неявного знания» себя до развернутых форм рефлексии над собой и продуктами собственной деятельности (на разных уровнях знания: перцепция, мышление, теоретическое знание). Он подверг специальному анализу понятие рефлексии, выделив субъективную (относящуюся к сознанию индивидуального субъекта) и объективную (относящуюся к объективированным формам знания) рефлексию, показал взаимозависимость осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности.

В работах В.А. Лекторского дан анализ той интерпретации рефлексии, которая сложилась в классической западноевропейской философии и которая во многом определяла специфику этой формы философствования в целом (рефлексия как полнота знания о субъекте, как «прозрачность» субъекта для самого себя и как эксплицирование всех предпосылок объективированных форм знания), показана ограниченность такого понимания и обоснована идея о взаимосвязи и взаимопереходах рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности, рассмотрена теория познания как особый вид рефлексии над знанием.

В.А. Лекторский, разрабатывая неклассическую эпистемологическую тематику, предложил концепцию конструктивного реализма, которая, относясь к традиции эпистемологического реализма, в то же время позволяет учесть некоторые позитивные стороны эпистемологического конструктивизма. («Философия, познание, культура». М. 2012; «Культура и человек». СПб, 2019).

В отечественную теорию познания вошли концепции В.А. Лекторского о субъекте познания, существовании двух типов субъектов — индивидуального и коллективного, нашедшие отражение в монографиях «Проблема субъекта и объекта в классической и современной философии» (М., 1965), «Субъект, объект, познание» (М., 1980). .

В.А. Лекторский критически исследовал некоторые догматические стереотипы отечественных исследований в области теории познания (догматическое понимание теории отражения, понятие ощущения, восприятия, чувственного познания, сознания и самосознания, разделение субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и др.).

В.А. Лекторский разрабатывает проблему рациональности познания и деятельности в современной культуре. Он аргументирует тезис о том, что философское понимание существующего мира (или существующих миров) и человека в отношении к миру всегда связано с построением новых культурных практик. То, что преподносится в философии как анализ (структур рассуждения, языка) или даже простое описание (природной реальности, феноменов сознания) является не только схватыванием чего-то существующего, но одновременно скрытым предписанием, рекомендацией определённых действий. Уделяет особое внимание анализу новых взаимоотношений между эпистемологией и современными когнитивными науками. На передний план выдвигаются проблемы эпистемологического осмысления статуса ментальных репрезентаций, отношения интенциональности к информационным процессам, взаимоотношения дескриптивных и нормативных компонентов познания. Изучение «телесновоплощённого» и ситуационного познания позволяет в новом свете представить проблему сознания и самосознания, возможность существования сознания на доконцептуальном уровне, переходы между сознательными и бессознательными когнитивными процессами. Философский анализ современных когнитивных исследований позволяет снять традиционную дилемму между психологизмом и анти-психологизмом в исследовании познавательных процессов («Культура и человек». СПб, 2019).

В.А. Лекторский является крупнейшим отечественным специалистом в области философии психологии — под его руководством вышла книга по истории отечественной психологии. В.А. Лекторский исследовал философские предпосылки психологической теории деятельности, культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, операционно-генетическую эпистемологию Ж. Пиаже, выявил их связь с общими эпистемологическими проблемами.

В.А. Лекторский проанализировал философские предпосылки психоанализа З. Фрейда и раскрыл их связь с современными эпистемологическими проблемами. Он изучал проблему рациональности деятельности и познания. При этом специально рассмотрел тот тип рациональности, который связан с особенностями технологической цивилизации и который определил специфику науки Нового Времени и характерные черты западноевропейской философии за последние 300 лет. Развитие современного типа рациональности он связал с изменениями в современном знании — как естественнонаучном, так и социально-гуманитарном. В этой связи В.А.Лекторский исследовал изменения взаимоотношений наук о природе и наук о человеке в современный период и показал, что с точки зрения методов и эпистемологических предпосылок (взаимоотношение знания об общем и знания об индивидуальном, объяснения и предсказания, роли теории, возможности или невозможности эксперимента, взаимодействия исследователя и исследуемого объекта и др.) можно говорить о сближении наук того и другого типа. Проанализировал проблему места рациональности вообще и науки в частности в современной культуре и в этой связи специально исследовал феномен псевдо-науки, раскрыв способы ее функционирования в современном обществе вообще и в современном российском обществе в особенности. Он исследовал также философские проблемы образования, раскрыл условия воспитания творческого мышления, выявил роль диалога как метода обучения и воспитания личностной рефлексии, проанализировал вопросы, связанные с преподаванием философии в школе.

В.А. Лекторский — создатель научной школы исследования познания и знания в междисциплинарном и культурно-историческом контексте при взаимодействии философии, когнитивной психологии, семиотики, культурологии, истории научного познания, он подготовил 20 кандидатов и 5 докторов философских наук.

Им опубликовано более 600 научных работ, в том числе 5 монографий. Ответственный редактор и автор более 25 коллективных монографий. В 2008-2010 гг. В.А. Лекторский возглавил в качестве главного редактора серию «Философия России второй половины ХХ века» (22 книги) — издание серии стало заметным событием не только в философии, но в культурной жизни страны.

Ответственный редактор и соавтор ряда коллективных монографий: «Философия. Методология. Наука» (1972), «Гносеология в системе философского мировоззрения» (1983), «Деятельность: теория, методология, проблемы» (1990), «Теория познания» (тт. 1-4, 1991-1996), «Исторические типы рациональности» (т. 1, 1995), «Идеал, утопия и критическая рефлексия» (1996), «Рациональность на перепутье» (т. 1, 2000), «Наука глазами гуманитария» (2005), «Искусственный интеллект: междисциплинарный подход» (2006), «Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины» (2007), «Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке» (2009) и др.

Из интервью В.А. Лекторского: «Наука стала претендовать на то, что она может ответить на все загадки, касающиеся человека. Не только его телесности и физиологии, но и как работает мозг, что такое субъективность, что такое мышление, рациональность, свобода.

Выясняется, что человек — несовершенное существо, он медленно мыслит, плохо бегает, ему нужно спать по 8 часов в сутки. Идеей улучшения человека, его проектирования занимаются многие серьезные ученые и на Западе, и у нас. И сегодня главная идея западного научного сообщества, которую многие подхватили и у нас — создание постчеловека. Наконец нашли ответ на вопрос, в чем смысл жизни — оказывается, в том, чтобы выйти за пределы самого себя, создать постчеловека. И уже с него эволюция начнет новый отсчет. Технологии, которые нам это обещают, укладываются в аббревиатуру НБИК — нано, био, информационные и когнитивные. Они помогут корректировать ген старения. И человек в принципе сможет жить вечно. Но если же человек будет жить вечно, это означает, что вся система ценностей, все, что делает человека человеком, рушится и теряет всякий смысл. Гуманность, сострадание, сочувствие становятся не нужны. Если человек никогда не умрет, зачем ему жертвовать собой? Смысл жизни и смысл смерти — взаимосвязанные вещи. Если смерть теряет смысл, то и жизнь теряет смысл.

Но если вы высокообразованны и высокоразумны, это не означает, что вы нравственны. Вообще то, что делает человека человеком, нельзя объяснить исходя из естественнонаучного представления о нем, из его биологической природы.

Наука о человеке — это наука, которая изучает наши познавательные способности, занимается искусственным интеллектом, генетикой и проектированием генетической карты, — сейчас переживает бум и расцвет. Весь азарт сегодня переместился в область науки о мозге. Американцы тратят на его изучение больше средств, чем на всю физику.

Сами ученые сейчас говорят: мы вышли на такой уровень, когда нуждаемся в философском осмыслении происходящего — что есть человеческая субъективность? Что делает личность личностью? Если наука о человеке будет развиваться в отрыве от того, что раньше называлось гуманитарным знанием — это может привести к деградации человека. Гуманизм сегодня — наша единственная надежда. И основной вопрос — что считать за высшую правду.

Сегодня в рамках когнитивной науки мы наблюдаем бум в области междисциплинарных исследований сознания, в которых философия играет интегрирующую и методологическую роль. А философия сознания, взаимодействующая с науками о природе и человеке, стала одной из наиболее интенсивно развивающихся во всем комплексе философских дисциплин.

Сегодня, когда политические ошибки стали глобальной угрозой для человечества, внедрение морали в политику — главнейшая потребность нашего времени. Считаю, что высокая стратегия должна состоять в том, что физиологов, генетиков, психологов надо объединять с гуманитариями, философами, филологами. Если не справимся — перестанем быть человечеством».

Он главный редактор журнала «Философия науки и техники». Член редколлегий изданий: журнала «Эпистемология и философия науки», журнала «Культурно-историческая психология» и др. Председатель Международного редакционного совета журнала Президиума РАН «Вопросы философии».

Член экспертного совета секции философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН, член административного совета ИФРАН, председатель диссертационного совета по онтологии и теории познания ИФРАН. В 1988-1998гг. — председатель экспертного совета по философии и социологии ВАК РФ, с 1995 года — академик Российской Академии Образования.

В 1991-1995 гг. — асессор Международного союза по логике, методологии и философии науки, в 1988-2003 гг. — член совета директоров Международной федерации философских обществ, вице-президент федерации (1993-1998), в 1989-2005 гг. — входил в руководство Международного общества по исследованию культуры и теории деятельности, член Международного Института философии с 2002 г. (Париж), ). Иностранный член Центра по философии науки Питтсбурского Университета (США). С 2011 года — академик Международной Академии философии науки (Брюссель). С 2005 года — иностранный член Национальной Академии наук Республики Казахстан, с 2003 г. — член Международной Академии философии (Ереван, Армения), почётный профессор Института философии Китайской Академии социальных наук с 2005 г.).

Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие».

Удостоен премии имени Г.В. Плеханова РАН — за книгу «Человек и культура. Избранные статьи», премии ГУГН «Открытое общество», премии Института философии РАН I степени, большой золотой медали «За вклад в науку», медали «За вклад в философию», медали им. Г.И. Челпанова I степени, ордена М.В. Ломоносова.

Подразделы

Объявления

©РАН 2024